Первый год жизни ребенка (особенно первого) – это самый сложный жизненный этап родителей и самый интенсивный в плане развития для самого ребенка. Подумать только, всего лишь за какой-то год ребенок из состояния «орущей креветки» вырастает в смышленого малыша, говорит первые слова и начинает ходить. При этом с точки зрения психического развития я бы выделила две основные области, в которых параллельно происходит развитие младенца.

Развитие ребенка от рождения до года.

Во-первых, это нервно-психическое развитие, которое проявляется в виде навыков и умений (управление своим телом, зачатки самообслуживания и т.п.). Во-вторых, это эмоциональная сфера, привязанность и доверие к миру . Родителям и другим заботящимся о ребенке взрослым важно помнить о том, что первая область развития будет протекать со значительным отставанием, если во второй будут серьезные провалы. Научно доказано, что младенцу для выживания и физического здоровья важны любовь и забота близких людей, постоянное общение с ними. Кроме этого, особенную ценность имеет ощущение безопасности, которое чувствует ребенок рядом со своим взрослым.

Нервно-психическое развитие можно представить в виде развития следующих навыков:

— зрительные реакции (фиксация взгляда на предмете, слежение за движущимся предметом, узнавание близких, умение различать своих и чужих);

— слуховые реакции (вздрагивание при резком звуке, умение прислушаться, сосредоточится, повернуть голову на источник звука, различить тон голоса, который к нему обращается);

эмоциональные реакции (улыбки, смех, радостное оживление на появление родителя);

движения (удержание головы, перевороты, умение садиться, вставать, ползать, ходить, залезать, слезать, навыки захватывать предмет, передавать из одной руки в другую, складывать, открывать, закрывать предметы и т.п.);

— развитие речи (гуление, произнесение слогов, звукоподражание, первые слова);

понимание речи (понимает простые вопросы и просьбы, выполняет простейшие требования взрослых);

навыки самообслуживания (берет пищу губами с ложки, пьет из кружки, держит в руке кусочек и ест его и т.п.).

Все эти навыки развиваются сами по себе, но при активном участии взрослых. Я имею ввиду, что никакие особенные упражнения и занятия не нужны ребенку для того, чтобы научиться всему вышеперечисленному. Важнее всего именно взаимодействие с любящими взрослыми, поощрение ребенка к освоению навыков и изучению мира и т.д. Исключение составляет, наверное, только развитие речи, потому что речь развивается непосредственно в наблюдении за речью взрослых и в общении с ними.

Развитие ребенка от рождения до года.

Есть еще один нюанс, который влияет на развитие ребенка в первый год жизни. Это темперамент. Поскольку темперамент – это врожденная особенность каждого человека, то нужно иметь ввиду, что развитие младенца происходит с учетом его темперамента. Например, дети-холерики или сангвиники будут активнее в освоении мира. Скорее всего, они раньше других научатся ползать и ходить, они активнее будут использовать и тренировать свои речевые навыки. В то время как флегматичные и меланхоличные дети могут большую часть бодрствования просто наблюдать за окружающими. Тут важно понимать, что у каждого ребенка свой темп развития, комфортный для него (не зря же все эти таблицы нормативов развития имеют значительный разбег в показателях).

Теперь я хочу написать про эмоциональное развитие, привязанность и доверие к миру. Новорожденный появляется на свет абсолютно беспомощным и, вдобавок к этому, у него еще совсем нет опыта для того, чтобы с этой беспомощностью справиться. Все, что он может это кричать. Крик для младенца – это единственный способ заявить окружающим о своих потребностях. Ему может быть холодно, голодно, страшно, грустно, больно и т.п. Поэтому дети на первом году жизни часто кричат и плачут. Проблемой становится то, что родители чаще всего воспринимают плач (особенно продолжительный) очень тревожно. Они начинают «бить в колокола», искать способы облегчения состояния ребенка и впадают в сильнейшее отчаяние, если решить эту задачу не удается и плач продолжается. Я бы рекомендовала молодым родителям в такой ситуации помнить о двух нюансах:

1. Не всегда мы можем устранить причину дискомфорта или боли младенца , но в таком случае мы не должны отчаиваться и заниматься самобичеванием («я плохая мать»). Мы должны посочувствовать ребенку, постараться его утешить и, наконец, просто быть рядом и поддерживать. Да, это не облегчит боль, но это успокоит ребенка хотя бы пониманием, что он не один, что его утешают, что ему сочувствуют. И от этого уже будет легче. Именно так формируется здоровая привязанность – ребенок понимает, что когда ему будет плохо, любящие люди его поддержат.

2. Не всегда интенсивность плача ребенка отражает глубину его подлинных чувств. То есть ребенок может очень сильно плакать и очень громко кричать, но, по сути, с ним не будет происходить ничего особенного. Например, одни дети плачут, когда им ставят прививку, другие – вообще не реагируют. Это не означает, что одним детям больно, а другим нет. Просто разные дети по-разному реагируют на различные стимулы. Вспомните себя и сравните со своими знакомыми: кто-то из вас более эмоциональный (если злится, то рвет и мечет), а кто-то переживает бурю эмоций глубоко внутри. Понимание этого нюанса позволит молодым родителям не накручивать себя еще больше, если у них родился излишне эмоциональный малыш. Если он громко плачет, это еще не означает, что он сейчас испытывает невыносимые муки.

Развитие ребенка от рождения до года.

Только через любовь и принятие со стороны родителей у ребенка формируется базовое доверие к миру. Оно закладываются как раз на первом году жизни. Когда ребенок из раза в раз убеждается в том, что он не один, что его любят, что его утешат, что о нем позаботятся. Если родители пренебрегают уходом за ребенком, не откликаются на его нужды, не оказывают ему поддержки (либо когда этот ребенок лишен родителей), тогда у него формируется убеждение – мир не так уж и безопасен, я могут рассчитывать только на себя.

Но любовь, принятие и поддержку бывает очень сложно демонстрировать эмоционально и физически вымотанным родителям. Как же быть? Как справиться с колоссальной нагрузкой первого года жизни ребенка? Об этом я напишу в следующих статьях.

Дорогие мои читатели, подключайтесь к моим каналам на тик-ток и в инстаграм http://bit.ly/marina_dok

Здесь Вы сможете узнать очень много важной и полезной информации.