Виктория – мама восьмилетней Арины. Девочка удобная, послушная, хорошо учится, посещает много секций. Родители не нарадуются на школьные успехи дочери, хвалят и ставят её в пример.

Наблюдаю за поведением девочки в отсутствие родителей, в кругу сверстников. Она играет самостоятельно, часто вступает в конфликты с ребятами. Когда начинаем выяснять причину ссор, всегда стремится обвинить другого ребёнка, легко обижается.

Классный руководитель Арины беседовала с Викой на эту тему, но та педагогу не поверила, ссылаясь на предвзятое отношение к её дочери.

После этого Виктория обратилась ко мне:

— Мой ребёнок не может ссориться с другими детьми! – Уверена женщина. – Она очень покладистая, послушная.

— Вам легко с ней?

— Да, никаких проблем.

— А как Арина проявляет свою злость, обиду, негодование?

— Аришка не обижается и не злится, — с видимой гордостью заявляет моя собеседница.

Далее, в беседе стараюсь выяснить у мамы, как она считает, может ли человек не проявлять вышеназванных эмоций, если они предусмотрены природой.

— Ну, наверное, может, — уже не так уверенно отвечает Виктория.

— А вы также никогда не злитесь и не обижаетесь?

— Нет, ну я же взрослая!

Родительская позиция: «я взрослый, мне можно» не даёт возможности объективно оценить своих детей. Многие не учитывают, что их дети в отсутствие близких, ведут себя совершенно иначе.

Рассказываю о запретах, которые мешают нашим детям правильно развиваться

Другая история. Первые дни сентября, ещё не всех детей знаю. Звонит мама первоклассницы, переживающая, что её дочь не способна ни с кем подружиться:

— Она у меня очень скромная и не умеет находить общий язык с детьми. Переживаю, как она там.

Обвожу взглядом аудиторию и не нахожу ни одной девочки, сидящей в одиночестве, хотя и догадываюсь, о ком говорит моя собеседница. Отравляю ей фотографию её дочери, увлечённо рассказывающей сверстникам занимательную историю. Мама удивлена:

— Но ведь дома она такая стеснительная!

Признаюсь, честно, меня пугают дети, способные часами просидеть без движения и общения. К сожалению, периодически я наблюдаю подобные ситуации. Ребёнок должен бегать, играть, разговаривать (многие это делают постоянно). Именно в движении и игре развивается детский мозг.

Конечно, подобное поведение может напрягать и раздражать.

До тех пор, пока я не начала работать с детьми, я мыслила примерно также: «Ну почему нельзя посидеть спокойно?!».

Сейчас вижу другую картину. Активность предусмотрена самой природой. И если на уроках умение вести себя спокойно и сдержанно, обусловлено обстоятельствами и вполне логично, то в остальное время, требовать от ребёнка делать то что противоречит его природе, неправильно.

И требовать, чтобы ребёнок не злился, не грустил и не обижался, тоже в корне неверно. Особенно дома.

Понятно, что уставшим после работы родителям хочется отдыха, но для ребёнка дом должен быть тем местом, где он может проявить свои эмоции, рассказать о том, что чувствует.

Именно так можно вырастить чутких, эмоционально образованных детей.

Согласны со мной? Пишите в комментариях, подписывайтесь, ставьте лайки.

#саморазвитие #самопознание #семья #психология отношений #дети #детская психология #воспитание детей #воспитание #родители #психология