Низкая самооценка тормозит ребенка в достижении успехов в учебе и в жизни. Задача родителей выявить её как можно раньше.

Признаки недооценивания себя могут проявляться как в отдельных ситуациях, так и систематически в повседневной жизни.

Рассмотрим основные из них:

  • Ребёнок очень застенчив, страдает боязнью незнакомцев
  • Тревожность. Маленький ребёнок пытается всё время быть с родителями. Дети постарше испытывают стресс при любой ситуации, которая требует какого-либо решения или действия.
  • Страхи. У ребёнка может наблюдаться боязнь темноты, публичных выступлений, открытого пространства.

Такие страхи, являясь в норме возрастными, со временем не проходят, а только усугубляются.

  • Нерешительность. Дети с заниженной самооценкой нередко боится испытывать и узнавать что-либо новое, поскольку не решаются переступить через свои страхи.
  • Перфекционизм. Желание сделать всё как можно лучше проистекает из-за боязни критики и боязни неудачи. А вот от трудных заданий они часто отказываются
  • Ребенок боится начать выполнение той или иной задачи, если она кажется ему сложной. Это говорит о страхе перед трудностями.
  • Ребенок моментально признаёт поражение в игре и сразу заканчивает её. Он начинает хитрить, когда поражение очевидно.
  • Ребенок ведет себя как «клоун». Это вызывает насмешки и «обзывательства» со стороны других детей.
  • Ребенок, стараясь скрыть неуверенность в себе, начинает командовать и не идет на компромисс.
  • Ребенок обвиняет взрослых, других детей или обстоятельства («Мне вообще не нравится эта сказка», « Ребята ничего не поняли», « Учитель сказал не правильно»), чтобы снять с себя вину за какую-то неудачу.
  • Ребенка перестают интересовать свои увлечения, а успехи в учебе снижаются.
  • Ребенок становится малообщительным и избегает какой-либо активности в обществе.

Настроение подвержено частым и беспричинным сменам: веселье переходит в грусть, могут наблюдаться вспышки агрессии, плач.

  • Ребенок становится очень самокритичен. Он считает, что все делает не правильно, что его никто не любит, что он некрасивый или глупый. Порой это выражается в достаточно резких фразах: «Я уродина», «Со мной никто не будет дружить».

На критику или похвалу ребенок может реагировать неадекватно, или «пропускать мимо ушей».

  • Его очень волнует мнение окружающих. Ровесники плохо влияют на него. Ребенок начинает неуважительно относиться к взрослым, презирать школу, прогуливать уроки.
  • Он либо слишком активно помогает по дому, либо совсем игнорирует просьбы о помощи.
  • Ребенок зациклен на своих неудачах и часто вспоминает неловкие моменты.
  • Он постоянно боится кого-нибудь разочаровать.