Что должно случиться, чтобы однажды утром «тумблер» переключился и ваш ребенок стал совсем не тем, кем вы его знали?
В свое время известный советский психиатр Андрей Евгеньевич Личко разработал психологическую типологию подростков, взяв за ее основу типы акцентуаций.
Это сложное слово означает чрезмерное усиление отдельных черт характера. Человек еще находится в крайних пределах нормы, но как только случается какая-либо из ряда вон выходящая ситуация или психологическая травма, акцентуация заставляет его вести себя нелогично, деструктивно, совершенно не свойственно тому, что было раньше. Там, где номинально «обычный» индивид со стрессом справится и пойдет дальше, носитель акцентуации пострадает.
Существует 13 типов акцентуаций, приведем часть из них, чтобы было понятно, о чем идет речь. Например:
Истероидный (демонстративный) — любит привлекать внимание, не представляет жизни без зрителей. Умеет устанавливать контакт, энергичен инициативен. Слабые стороны: лицемерие, манерность, необдуманный риск, завышенная самооценка.
Шизоидный — в приоритете внутреннее состояние, такие люди склонны анализировать внешнее, пропускать через себя. Замкнуты, холодны, но при этом серьезны, сосредоточены, рациональны. Не любят, когда им лезут в душу.
Гипертимный — весельчак и балагур. Так и веет от него оптимизмом и хорошим настроением. Не переносит монотонности и рутины, поэтому часто меняет интересы и не может сосредоточиться на чем-то одном.
У каждой акцентуации будет свое слабое место.
Ребенок с гипертимным типом характера наверняка получит психологическую травму, если его изолировать от сверстников, или установить режим вынужденного безделья. Для шизоидного характера последней каплей может выступить необходимость срочно наладить неформальный контакт. Обладатели истероидного характера не выносят, когда публично разоблачают их вымыслы, остро реагируют на ситуации, способные задеть самолюбие, или сознательно игнорирующие его личность (чтобы привлечь внимание, готовы пойти на суицид).
Это всего лишь самая общая информация, в каждом отдельном случае требуется индивидуальный подход и анализ.
Что можно посоветовать родителям?
Следить за психологическим состоянием, окружением, выбирать правильное направление деятельности. Принимать активное участие в жизни детей. Не номинально, не мимолетом, а по-настоящему, с любовью и уважением.
Понять причины поступков помогает и Ритмология. Потому что, порой ребенок проживает не свою жизнь, а жизнь своих родителей или реализовывает долги и желания дальних родственников.
Здесь на человека в первую очередь смотрят с позиции: чей это сгусток — отца или матери. Кто из них компенсирует свой душевный долг?
Определить это легко: достаточно спросить, кто больше всего ожидал пополнения в семье. «Желающий» родитель с трудом расстается со своим дитя, ему хочется постоянно контролировать и опекать. Второй в данном случае всегда будет «Проводником». С ним складываются отношения как с другом, братом, сестрой, когда нужно постоянно выстраивать свою траекторию, чтобы дополнять друг друга. Возникающие трения убираются ритмами.
Какие у вас взаимоотношения с детьми?
Всем привет! Я Анна: Автор-эксперт журнала lady-bloom: психолог, эксперт по гендерным отношениям, модный эксперт, блогер. В свободное время люблю готовить необычные и интересные блюда, люблю спорт и занимаюсь созданием различных поделок DIY.