🤔 Существуют ли глупые, бездарные руководители? Уверен, что каждый из вас (и не однажды) имел дело с такими субъектами. Более того, для большинства сотрудников именно вынужденные касания с руководителями, по личностным или профессиональным качествам не соответствующими занимаемой должности, являются самой большой проблемой и потенциальной причиной для увольнения.

☝ Но «плохой руководитель» — слишком общая фраза. Кто за ней скрывается? Невротик, использующий подчиненных для вымещения накопленного негатива? Безграмотный менеджер, который волею случая оказался на высокой должности, и теперь выдвигает бредовые идеи и требования перед сотрудниками?

Какие конкретно качества характеризуют «плохого руководителя»? Чего ему не хватает, чтобы стать «хорошим»?

Прочитал, что Роберт Хоган и Роберт Кайзен, специализирующиеся на вопросах лидерства, считают, что плохой руководитель страдает не отсутствием необходимых компетенций, а напротив, наделен лишними. Проблемные характеристики находятся в области взаимодействия с людьми, точнее, выражаются в неспособности создавать команды. При этом человек вполне может быть умным, талантливым и честолюбивым. А вот руководить не способен.

Причиной «неспособности создавать команды» называют нарциссизм, пассивность, тревожность, излишнюю осторожность, скептицизм и другие персональные качества.

Но главный вопрос: как такие «неподходящие» люди оказываются в кресле руководителя, если, судя по всему, им категорически запрещено вставать у руля?

И тут я понял, что был в моей компании кейс, который наилучшим образом проиллюстрирует ответ!

В прошлом году я искал менеджера по продажам. В компанию пришла девушка, которая произвела на меня, как на руководителя, просто фантастическое впечатление. Абсолютно все в ней: презентабельная внешность, манера речи, продемонстрированные в тестовый период навыки, интеллектуальность, жесткость, цепкость — свидетельствовали, что мне повезло найти грамотного, перспективного специалиста.

😏 Первое время дела и правда шли хорошо. Новая сотрудница делала продажи, что не могло не радовать. Одновременно она дала понять, что довольно амбициозна и готова к продвижению по карьерной лестнице. Я был не против, тем более, что объективно, по всем показателям, в том числе и личностным качествам, она «тянула» на руководителя. Более того, способность четко диктовать свои цели и условия я тоже считаю одним из ключевых лидерских качеств.

Я принял решение, которое впоследствии оказалось фатальным: назначил ее руководителем отдела продаж. Через пару месяцев стали появляться первые тревожные звоночки. Например, она могла заявить мне, как первому руководителю, определяющему вектор движения компании, что отказывается исполнять приказ. Или категорически не согласна с моей позицией. Причем это присутствовало не в форме обсуждения, что я всегда приветствую и поощряю, а в виде ультиматума без объяснения причин. Странно? Безусловно!

👉 Дальше-хуже. Будучи менеджером, на котором зациклена львиная доля поступающих заявок и непосредственное руководство другими продавцами, она могла позволить себе выпасть из процесса по личным делам на пару недель, хотя обещала вернуться через несколько дней. В результате мы, естественно, теряли клиентов и деньги.

Понимаю, бывает всякое. Иногда случаются ситуации, реально требующие личного присутствия и участия человека. И здесь важно то, как сотрудник позиционирует свое отсутствие. Если он выражает объективное понимание, что, так как на нем завязаны ключевые процессы в компании, он подводит своего руководителя и просто по-человечески извиняется – это одна ситуация.

У нас было по-другому. После длительного, незапланированного и, что больше всего возмутило, скрытого от меня отсутствия моя сотрудница заявила: «Я – специалист высокого уровня, и не обязана согласовывать свои отвлечения от работы!»

То есть фактический срыв бизнес-процессов и потеря прибыли компании по ее прямой вине (с себя я тоже ответственности не снимаю, ведь сделал ставку не на того игрока) она абсолютно не приняла на свой счет. Роль руководителя, видимо, оказалась выше морально-волевых качеств и просто вскружила голову. Человек уверовал (кстати, безосновательно) в собственную уникальность и неприкосновенность. Об этом свидетельствовали все невербальные признаки.

😑 Да и вербальные тоже, ведь она открыто заявила о желании руководить. Но… сломалась после первых же сложностей. Произошла стандартная ситуация: стажеры-продавцы оказались некомпетентными, и после обучения не пошли работать дальше. Все. Этого оказалось достаточно, чтобы еще вчера рвавшаяся руководить дама решила, что будет только продавцом.

Я понял, единственное, что руководит ее словами и движениями, — невроз. Она нервничала сам, заставляла нервничать меня и наверняка людей, которыми недолгое время пыталась руководить.

Человек, имеющий классический невроз, не способен справиться не столько с трудностями, сколько с собой при столкновении с этими трудностями. Первые же неудачи вводят его в депрессию, подавляемая ранее тревожность поднимает голову, превращаясь в маниакальный страх неудачи.

Вот так эгоцентризм, который не позволял признать ошибки, да и вообще неспособность управлять командой привели к тому, что, продержавшись полгода, сотрудница была уволена.

Данный кейс научил меня тому, что блестящее первое впечатление и чрезмерная самоуверенность кандидатов – губительны для дальнейшей работы. И именно так, пользуясь впечатлением о себе, но не истинными профессиональными и личными характеристиками, появляются «плохие руководители».

Они умело маскируют критические характеристики:

  1. Нарциссизм – за уверенностью и харизматичностью.
  2. Высокомерие – за авторитетностью.
  3. Излишнюю возбудимость – за энтузиазмом.
  4. Перфекционизм – за старательностью.
  5. Пассивность – за мудростью.

Теперь я понимаю, что многие руководители получают посты, благодаря тем качествам, из-за которых потом и терпят неудачу.

Сталкивались с «плохими руководителями»? Чем они были плохи?

Ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал !

С любовью к Вам, Денис Шилкин