Много лет осуществляя психологическую практику начала замечать, как волнообразно приходят люди с одинаковыми проблемами.
Допустим, был период, когда на консультации приходили женщины с проблемой психологической зависимостью от партнёра. Причины, развитие ситуаций и исход происходящего был примерно одинаков во всех случаях.
Далее последовали клиенты с проблемами на работе, в карьере, взаимоотношениях с руководством или коллегами. Здесь я отметила, что на консультации приходило больше мужчин, чем обычно. Это было заметно, потому как мои потенциальные посетители – женщины.
Был период, когда приходили родители с запросом, касающимся воспитания детей (в частности, нежелание учиться). Это наблюдение положило основу для реализации в марте текущего года проекта «Как помочь ребёнку учиться».
Не знаю, чем вызвана такая ситуация. Всегда стараюсь проводить анализ происходящего, чтобы понимать, что людей волнует в настоящий момент. Провожу исследования и опросы. При этом, допускаю, что актуальность, возможна связана также с моими внутренними ощущениями и потребностями.
Сейчас тенденция заключается в следующем: ко мне обращаются старшие дети в семье, которые воспитывались с обязанностью растить младших братьев и сестёр. Именно поэтому сегодня хочу обсудить эту тему.
Приведу в пример историю Валентины. Женщине 54 года. На консультацию ко мне пришла по рекомендации знакомой, которая, в свою очередь, столкнулась с подобной проблемой.
«Я росла в семье, где была самой старшей. Кроме меня у родителей сестра, которая родилась, когда мне было три года, и брат, младший меня на восемь лет.
Сколько себя помню, я всегда была придатком, созданным для того, чтобы помогать по хозяйству и с воспитанием других детей…»
Судя по всему, детство девочки закончилось в три года вместе с рождением младшей сестры. Винить родителей в этом бесполезно.
Во-первых, для людей того поколения подобный опыт считался нормой, во-вторых, дети часто сами (кончено же, не без одобрения родителей), с удовольствием, берут на себя функцию няньки для младших.
Проблема заключается в том, что дети в подобных ситуациях играют в заботу о маленьких. Для них это «дочки-матери», не больше. Родители же, ощущая удобство и помощь, с удовольствием взваливают на старших детей всю ответственность, связанную с воспитанием.
Хотя младших детей они рожали для себя. Это их ответственность и обязанность, но многие об этом забывают.
В результате основная черта, свойственная старшим в семье детям, особенно девочкам – заниженная самооценка и неумение чувствовать себя личностью. С Валентиной проработали данный вопрос, а далее я предложила ей упражнение.
Для его выполнения необходимо вспомнить или представить себя в детском возрасте, когда, по нашему мнению мы впервые почувствовали себя ненужными. Из того, детского состояния стоит проговорить всё, что хотелось бы сказать в тот момент.
Например, о том, что я – личность, самостоятельная, независимая и помогаю, потому что хочу это делать, а не потому что надо. Можно даже сознательно отказаться от своих обязанностей воспитывать младших.
Далее попытаться почувствовать, чего именно хотелось бы тому ребёнку (нам) в том возрасте. Лучше назвать несколько желаний. Чем больше, тем лучше. Чтобы закрепить эффект, те желания, которые возможно осуществить, стоит реализовать.
Несмотря на кажущуюся простоту, упражнение эффективно. Пишите о результатах в комментариях, ставьте лайки, подписывайтесь на канал.
#саморазвитие #самопознание #семья #психология отношений #отношения
Всем привет! Я Анна: Автор-эксперт журнала lady-bloom: психолог, эксперт по гендерным отношениям, модный эксперт, блогер. В свободное время люблю готовить необычные и интересные блюда, люблю спорт и занимаюсь созданием различных поделок DIY.