Я уже начала отвечать на комментарий Елены К., в статье о том, как поднять самооценку, не спроста я отметила, что она затронула важную тему. И теперь хотелось бы более полно ответить на вопрос о том, как научиться себя ценить и видеть свои достижения.

Начну с формулировок. Под достижениями принято понимать нечто выдающееся, то, чем можно похвастаться перед другими. Эта установка внушена нам в детстве. В её основе лежит привычка сравнивать себя с себе подобными.

Что значит с себе подобными? Это означает, с людьми, аналогичными нам по статусу, социальному положению, полу, возрасту и т.п.

Мы ведь не сравниваем себя с миллионерами или президентом страны, а вот с соседкой или бывшими одноклассниками – очень даже.

Откуда такая привычка сравнивать, нам уже понятно. В детстве нам часто говорили: «Посмотри, как Вася опрятно одет, не то, что ты» или «Видишь, как Маша хорошо учится, ты что, также не можешь?». Сравнивали с сёстрами, братьями, соседскими детьми, одноклассниками и т.д.

Мотивы родителей понятны. Им хочется гордиться своими чадами, при этом обращать внимание на достоинства, на то, что у ребёнка получается лучше – не научили. Потому и сравнение чаще всего выходило не в нашу пользу. И мы родителям верили.

А если посмотреть объективно, достижения, наши личные, имеют место на каждом шагу.

Сделал первый шаг? Это успех. Сказал первое слово? Достижение! Нарисовал домик? Пусть не очень похожий на настоящий, зато от души – отлично!

В отрыве от окружающих, когда нас не с кем сравнивать, каждое наше действие достойно похвалы и является нашим личностным рекордом.

Далее можно перечислять бесконечно. Окончание садика, школы, даже с тройками, это – результат огромного труда. А если ещё были кружки, музыкальная школа или спортивные секции – это колоссальное вложение энергии.

Помню себя в школьные годы. До восьмого класса я обучалась в музыкальной школе по классу скрипки. Помимо этого, были фортепиано, ансамбль, хор, музыкальная литература, сольфеджио. Ходила туда каждый день (!), без выходных.

Разве это не огромная нагрузка для ребёнка? Разве не достижение – ежедневно преодолевать нежелание идти на занятие? Плюс домашние задания: школьные и ежедневные репетиции. Но, важный момент: я знала, что так и надо, воспринимала это, как должное.

О том, что это моя личная победа над собой, задумалась ближе к сорока годам, только когда начала наблюдать за родителями, пытающимися заставить своего ребёнка два раза в неделю посещать дополнительные занятия.

Проведя некоторый анализ, поняла: выработанная в детстве привычка преодолевать собственное нежелание что-либо делать, помогла мне сделать успешную карьеру.

И был ещё момент – с другими людьми, не в свою пользу, сравнивала себя лет до 20. А позже поняла, что любые сопоставления чаще всего будут не в нашу пользу.

И для того, чтобы почувствовать собственные достижения, необходимо, если не перестать себя сравнивать с другими, то делать акцент на том, что у нас получается лучше, чем у других. Даже в мелочах.

Предложу такую практику: ежедневно начать выписывать свои достижения. Сначала детские, потом по мере взросления. Не надо много, столько, сколько получится.

Кстати, ежедневное выполнение этого упражнения не только поднимет самооценку, но и само по себе станет достижением по самоорганизации своего личного времени.

Пишите в комментариях, что получилось. Подписывайтесь, ставьте лайки.

#саморазвитие #самопознание #семья #психология отношений #отношения