Перед тренировкой в бассейне дочка играет в игровой комнате. Под диван закатывается игрушка и дочь всеми способами пытается её достать. Рукой дотянутся не получается, она подходит к дивану с разных сторон, старается дотянуться с помощью другой игрушки (палочки). Я наблюдаю.

Неоднократно люди, сидящие рядом с нами, поглядывают на неё, потом на меня, кто-то сдерживает себя, чтобы не полезть за игрушкой самостоятельно. В конце концов мужчина не выдерживает и предлагает ей помощь. Я доброжелательно благодарю его и говорю, что она сама справится.

Он, понимая, что ребёнок физически не способен дотянуться до игрушки, смотрит на меня с недоумением, но садится на место. Действие продолжается, только теперь ко всему прочему добавляется ещё и всеобщее осуждение.

Я жду. У меня есть два предположения: либо дочка найдёт способ достать игрушку, либо попросит помочь ей. При этом не обязательно меня: она может свободно обратиться к любому из присутствующих.

Напряжение возрастает, и я понимаю, что родители, сидящие рядом осуждают меня всё больше и больше. В какой-то момент моя дочь садится на пол и ногами «залезает» под диван, доставая оттуда игрушку, зажатую между ступней. Раздаётся дружный хохот и звучит одобрение её действий.

Люди между собой начинают обсуждать детскую «смышлёность», но о том, что это, в том числе и моя заслуга все предпочитают промолчать. Мне всё происходящее кажется забавным. Допускаю, что никто из них вообще не видит моей роли в происходящем. Я особо и не претендую.

Мало кто из них догадывается, что моё желание посодействовать ребёнку в том, чтобы достать игрушку, не меньше, чем у них. Просто я научилась сдерживать все свои «благородные порывы» и открыла для себя много нового. Например, то, что мои дети, а также младшие школьники в группах, где я работаю, способны творить чудеса в поиске решения сложного вопроса.

Я не бросаюсь на помощь при виде детской проблемы, если вижу, что ситуация для них безопасна. Они уже знают, что стоит сначала попробовать сделать самому, а после уже обращаться к друзьям или взрослым.

Мы стремимся научить и показать, как правильно, потому что нами движет страх за ребёнка, а ещё подсознательная попытка показать, что я знаю, как надо. Об этом я также писала здесь.

Да, мы всегда сделаем лучше, чем ребёнок, и быстрее, и качественнее.

Но, если задуматься, а зачем? Для чего мы мешаем ребёнку развиваться, думать, решать проблемы и находить нестандартные пути решения?

Происходит так чаще всего просто потому, что над этим мы не задумываемся. Действуем по инерции. А иногда из эгоистических соображений. Ведь если сейчас дать ему ложку и разрешить есть самостоятельно, вся кухня будет в каше, а нам же потом убирать…

Но здесь выбор за каждым из нас. Если мы хотим, чтобы наши дети росли смышлёными, можно последить за своими порывами бросаться на помощь по каждому поводу. И если поначалу на это потребуется терпение и усилия, в дальнейшем подобное поведение сэкономит нам массу сил и времени. Проверено.

А что вы думаете по этому поводу? Пишите в комментариях, ставьте лайки, подписывайтесь на канал.

#саморазвитие #самопознание #семья #психология отношений #отношения