Сегодня получила письмо от читателя (текст привожу с сохранением пунктуации и орфографии):

«Здравствуйте, Галина, скажите пожалуйста, сейчас ребёнок (8месяцев) при любом недовольстве спину выгибает, ругать её конечно нет смысла, да и не хочется, может ли это в дальнейшем перерасти в нечто большее, например: если пошли в магазин и не купили игрушку, ребенок упал на пол стал бить руками, ногами, орать как резаный, что б ему купили то, что он хочет, и как вообще избежать такого поведения?! Подскажите пожалуйста»

Насколько я поняла, ребёнок, выгибая спину, таким образом высказывает своё недовольство.

Мы не говорим сейчас о физиологических особенностях, заставляющих ребёнка делать подобное движение (например, спазмы в животике, заложенность носа или повышенный тонус мышц спины), при которых необходимо решать вопрос с врачами. Речь идёт исключительно об эмоциональной составляющей.

Наблюдая за малышом, мы привыкаем к определённым жестам, мимике, которые дают нам понять, что именно он чувствует. Изначально таким же сигналом является крик малыша. Это именно крик, как способ выражения своего мнения, хотя многие (особенно мужчины) путают его с плачем.

Мама при этом знает: если ребёнок кричит, значит нужно помочь, что-то сделать (накормить, поменять одежду, уложить спать и т.п.). У малыша также вырабатывается чёткая связь: на мой сигнал всегда отреагируют взрослые.

С одной стороны, это хорошо, таким образом мы обеспечиваем нашим детям чувство безопасности. С другой – родители начинают воспринимать и плач, и крик, как необходимость совершить какие-либо действия, предпринять меры.

В 8 месяцев ребёнок начинает не только различать лица близких людей, но и впервые осознавать себя отдельной личностью. Эмоции становятся сложнее, ярче, вместе с этим осознаются первые методы воздействия на родителей.

Вот именно здесь ребёнок впервые начинает проверять и устанавливать свои границы. И если у него это хорошо получается, он будет этим пользоваться, расширяя всё больше своё влияние на взрослых.

Далее – появляется проблема, с которой в психологической практике я сталкиваюсь многие годы. Независимо от возраста детей, родители и близкие боятся детских истерик (крика, плача). И взрослый в подобной ситуации либо раздражается, либо старается выполнить просьбу.

Это явление хорошо выражено в старом: «Чем бы дитя не тешилась, лишь бы не плакало». До сих пор многие бабушки стремятся всячески «задобрить» малыша, только бы не слышать его плача.

Ребёнок привыкает и начинает смело использовать своё умение влиять, добиваясь желаемого.

Важно научиться замечать моменты , когда это происходит. Затем принимать решение: разрешить ему это или запретить. Здесь поможет один метод. Необходимо разграничить, что:

  • действительно нельзя (лезть к розетке, бить маму, играть на проезжей части и т.д.);
  • можно при определённых условиях (съесть конфету, но только после супа; пользоваться детским ножичком, но только под присмотром взрослого, брать чужие вещи, но только с разрешения и т.д.);
  • можно всегда – по сути, всё остальное.

Здесь важно ещё определить для себя: если это нельзя, то почему? Потому что это действительно опасно или просто потому что маме не хочется следить за ребёнком и т.п.

В случае, если ребёнок не согласен с нашими правилами, следует разрешить ему плакать, возмущаться, обижаться, истерить, топать ногами и падать на пол.

Когда первые эмоции пройдут, лучше всего взять его на руки, обнять, пожалеть и объяснить, почему мы не можем выполнить его просьбу. Ведь, когда нам плохо, мы тоже хотим именно этого, но никак не криков и не наказаний.

Пишите о результатах в комментариях, подписывайтесь, ставьте лайки.

#дети #воспитание детей #родители #психология #семья