Как искоренить внутрикорпоративные интриги? И при чем здесь муравьи?

🤔 Знаете, как устроен мир муравьев? Я, когда прочитал, даже подумывал купить муравьиную ферму…

👉 Существует теория, что когда (и если) произойдет глобальный катаклизм, и на Земле начнется вымирание всего живого, — то самыми приспособленными окажутся два совершенно противоположных по социальному строю вида: крысы и муравьи.

Муравейник, на мой взгляд, — это прототип идеальной компании с выверенной иерархией и безукоризненными сотрудниками.

🤨 Почему? Рассказываю. У муравьев высокоразвитая социальная структура, а главное – коллективный разум.

Муравейник – это не собрание отдельных особей, которые живут вместе для безопасности или иных бонусов, и при этом преследуют исключительно личные интересы. Нет, это целостный организм, где каждый «индивид» исполняет определенную функцию для общего блага.

У них есть несколько «каст»: бесполые солдаты, рабочие, самцы и самки. Особь рождается с заранее определенной социальной ролью, необходимой колонии в данный момент времени. Каждый муравей самоотверженно исполняет свои функции для общей цели: защиты, укрепления и процветания своего муравьиного государства.

Что самое ценное в описанной структуре? По-моему, полное отсутствие и абсолютная невозможность внутренних конфликтов.

😏 У людей все по-другому. Часто личные цели, интересы и амбиции сотрудников начинают перевешивать приоритеты компании, что грозит серьезными последствиями. Интриги, конфликты, противостояние в борьбе за власть, внутрикорпоративные войны могут уничтожить любой перспективный рабочий процесс.

Но как заставить сотрудников предпочесть интересы компании своим собственным? В этом плане интересен опыт Facebook. Давайте обсудим:

  1. На этапе собеседования отсеивать «строителей империй, эгоистов и нытиков». Для этого HR задает соискателям несколько нестандартных вопросов о взаимоотношениях с коллегами на предыдущей работе, об отношении к офисным интригам, о лучшем дне на работе, о проекте, который провалился. Ответы помогают сформировать истинный образ кандидата, обнажив пороки.
  2. Сделать так, чтобы мотивацией для роста не были деньги и власть. В Facebook добиться всего перечисленного можно и без карьерного взлета. Руководители не учат других работать, а помогают хорошо делать то, в чем сами являются профессионалами. А возможность роста в доходе без повышения в должности дает больше независимости и свободы.
  3. Придать всем бизнес-процессам в компании прозрачности. Когда каждый сотрудник понимает, что происходит и как принимаются решения, места интригам просто не остается. Для этого в Facebook регулярно опрашивают работников на разные темы, благосклонно воспринимают оглашение и обсуждение проблем, проводят открытые встречи работников с руководителями.
  4. Наделять ответственностью всех членов коллектива. Конечно, проще сместить градус внимания на одного-единственного человека и взвалить на него весь груз ответственности за проект. Но тогда остальные члены команды будут «за его спиной», а это – почва для работы вполсилы и сниженного КПД. Какая разница, если попадет в итоге не мне?
  5. Обучать руководителей среднего звена урегулированию конфликтов. Для этого уже придумано множество методик, осталось только организовать корпоративный тренинг применить их.

Когда я изучаю опыт таких гигантов, как Facebook или Google, конечно, восхищаюсь, что они смогли подняться на такую ступень корпоративного развития. Им удалось получить практически муравейник, где каждый на своем месте и радеет за дело.

Но честно говоря, сомневаюсь, что подобную практику можно применять на неподготовленную почву. Если персонал компании изначально состоит из не совсем сознательных личностей, то от излишней доброты руководства возникнет чувство вседозволенности. А уж это точно провальный путь.

Сталкивались с интригами на работе? Как реагировали?

Ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал !

С любовью к Вам, Денис Шилкин