Вас заинтересовал заголовок? Вы насторожились? Вам стало интересно, куда можно попасть, читая статьи о психологии? Давайте сначала разберёмся в терминологии.
Начну с радостного заявления, что, скорее всего, то есть, в лучшем случае, мы с вами невротики. Ну, я — точно. И это здорово! Почему я так рада? Психолог Нэнси Мак-Уильямс, опираясь на теорию знаменитого основоположника эго-психологии Эрика Эриксона, создала теорию развития личности, в которой есть три уровня организации личности — невротики, психотики и пограничники.
Невротики — это люди, которые в раннем детстве получили эмоциональную травму. Мама и папа не смогли полностью принять ребенка таким, какой он есть. Они постоянно пытались что-то исправить, навязать свои правила и подавить его желания. Они запугивали ребёнка, манипулировали его поведением, оказывали моральное давление. В результате сформировался глубокий внутренний конфликт, который будет преследовать такого человека всю жизнь. Печальная новость — примерно 95% всех людей — невротики. Радостная новость — это условная норма.
А теперь давайте поговорим о том, как невротики сталкиваются со своей травмой, читая тексты о психологии.
Как травма напоминает о себе
Чтобы понять, как и когда читатель сталкивается с травмой, можно проанализировать свои эмоциональные реакции на тексты. Если вы читаете текст, и он не вызывает у вас эмоционального отклика, значит, у вас нет потребности встретиться с той частью личности, которой адресован этот текст. А частей личности у каждого человека множество. Это тоже нормально. И если текст оставляет вас равнодушными, здоровая реакция — пройти мимо и не тратить время, чтобы заполнить какую-то информационную или эмоциональную пустоту.
Но если вдруг читатель видит текст и чувствует тревогу, бешенство, ненависть к автору, значит, тема попала в больное место. Значит, в этой зоне у читателя «перелом души». Но читатель чаще всего не понимает, что с ним происходит, не осознаёт свои эмоции, не маркирует их соответствующими словами «бешенство», «ярость», «ненависть», а просто начинает жадно читать текст, а потом писать комментарии, наполненные своими нераспознанными, но очень сильными эмоциями.
Пример типичной невротической реакции, который недавно появился в обсуждении моей статьи
«Рассказывает автор о семейных ценностях уже без топора в руках. Это ремиссия? Правда, руками она все-таки ещё размахивает, хоть и меньше. От бесов отмахивается? Впрочем, рассуждает она в модном, современном направлении, потому что быть рукожопой чушкой — это норма. Не стремитесь быть лучше, растите пузо, просматривая тупые сериалы, и будет вам счастье».
Почему такая реакция не является здоровой? Во-первых, здоровый человек говорит только о себе и своих переживаниях, а не о других людях. Во-вторых, здоровый человек не навешивает на окружающих свои оценочные суждения оскорбительного характера. Здоровый человек не пытается причинить боль незнакомому человеку только за то, что мнение незнакомого человека не совпало с его собственным мнением.
Этот комментарий принадлежит человеку, который привык к такому оскорбительному обращению и обесцениванию. Его оскорбляли, унижали, обесценивали, и теперь он повторяет эту модель, контактируя с другими людьми. Почему? Столкнувшись с моей статьёй, этот читатель попал в свою личную травму. Читателю больно, он не может это выдержать, но продолжает читать текст и участвовать в обсуждении, потому что в ответ на этот текст проснулась его детская раненая часть.
В чём тут проявление невроза?
Для невроза, как мы уже говорили, характерен внутренний конфликт, который остаётся без решения. Проще говоря, есть две равнозначные потребности, но между ними нет выбора. В нашем примере читатель испытывает эмоциональную боль, когда читает статью. Казалось бы, лучше пройти мимо, защититься и не ковырять свою незажившую рану. Первая потребность — защититься. А вторая потребность — доиграть ситуацию и отомстить тому, кто эту рану нанёс в раннем детстве. Одна потребность — защититься, вторая потребность — бороться. Совместить их невозможно, можно только выбрать что-то одно — или «бей», или «беги».
Не осознавая этого, читатель начинает удовлетворять сразу две потребности, то есть, не удовлетворять ни одну, поскольку оказывается в позиции Тяни-Толкая или ёжика из анекдота, в котором ёжики плакали, кололись, но продолжали грызть кактус. Он вступает в контакт, обсуждает болезненную тему и страдает ещё больше. Ему больно, но он никуда не уходит, остаётся на канале и улетает в глубокое детство, где он был маленьким, беззащитным, обиженным и горько плачущим. Что может делать такой ребёнок? Кричать и топать ножками, например. Что делает взрослый человек? Примерно то же самое.
Как может поступить здоровый человек
У здорового человека есть, как минимум, два варианта выбора. Первый выбор — ощутить боль и не читать статью, оставаясь в своей психологической защите, с пластырем на душевной ране. Второй выбор — рассказать о себе и своих переживаниях. Например, так: «Прочитал статью и почувствовал неприятные ощущения. Я не согласен с автором и ощущаю гнев и ярость по отношению к нему».
Здоровый человек, во-первых, признаёт свои чувства и эмоции, во-вторых находит для них точные названия, а в-третьих, присваивает их себе, а не навешивает на автора статьи или собеседников в обсуждении.
Вот как мог бы сформулировать своё послание автор этого комментария: «Видел ролик Лизы Питеркиной, в котором она размахивала топором. Эти кадры вызвали у меня неприязненные ощущения. Мне вообще не нравится активная жестикуляция, для меня она неприемлема».
Кстати, активная жестикуляция — это признак психоэмоционального здоровья. Если человек переживает сильные эмоции, а его тело, эмоциональная сфера и сознание сонастроены, тело обязательно будет поддерживать сильные эмоции. Это не обязательно бурные жесты. Можно использовать активную мимику и сдержанную жестикуляцию. Тело всегда помогает личности переживать мощные чувства. И если человек внутри кипит, а руки у него висят, как плети, а живот не двигается, это симптом заблокированных эмоций.
Как читатель попадает в травму
Если читателя в детстве родители отвергали, унижали, обесценивали, он с большой степенью вероятности будет повторять эту модель в своих отношениях с окружающими. Ведь ничего другого он не видел! Иными словами, он не знает, как выглядит здоровая модель общения.
И тогда такой читатель будет себя вести так, чтобы знакомая ему модель повторилась. Он бессознательно будет прилагать все усилия, чтобы его опять отвергли, обесценили и унизили. Получается, что своими комментариями, наполненными токсичной агрессией в адрес всех участников дискуссии, читатель создаёт все предпосылки для блокировки. А блокировка в соцсетях и на разных информационных платформах — это и есть главное эмоциональное отвержение читателя, то есть, повторение того, что уже сделали родители этого самого читателя.
Что же делать блогерам, пишущим о психологии?
Самое главное — не вставать в позицию созависимого спасателя и не начинать лечить читателя, находящегося в глубоком неврозе. Можно предложить читателю обсудить эту проблему в личных сообщениях или на консультации. Но такие люди обычно защищаются от психологической помощи, потому что не готовы встречаться с раненой частью своей личности. Лично я использую такие комментарии для того, чтобы публично объяснить, почему они являются примером недопустимого общения.
Второй важный шаг — чёткое обозначение своих границ. «Для меня как для автора неприемлемо абьюзивное, оскорбительное поведение читателей. Пожалуйста, говорите только о себе и своих чувствах. Если вы не сможете удержаться в границах уважительной дискуссии, я вас заблокирую». Именно так я и пишу читателям-агрессорам.
Третий шаг — обеспечить экологичное обсуждение и блокировать участников дискуссии, игнорирующих правила уважительного общения. Иначе в поле обсуждения останется нездоровая атмосфера.
А теперь самый важный вопрос: несёт ли автор ответственность за то, что кто-то из читателей попадает в травму? Нет, не несёт. Если автор транслирует информацию, опираясь на авторитетные источники и добавляет в текст свой личный опыт, это не только его право, но и признак компетентности. У читателя всегда остаётся выбор: читать текст или не читать. И этот выбор читатель должен сделать сам.
Всем привет! Я Анна: Автор-эксперт журнала lady-bloom: психолог, эксперт по гендерным отношениям, модный эксперт, блогер. В свободное время люблю готовить необычные и интересные блюда, люблю спорт и занимаюсь созданием различных поделок DIY.