Завершая цикл статей про гипнотерапию, я бы хотела рассказать о ее особенностях ее применения к лечению детей.
Детский гипноз отличается от взрослого упрощенным языком. Специалист всегда обращает внимание на возраст ребенка, его словарный запас и уровень развития. Детей подготовить к сеансам гипноза проще, чем взрослых, потому что обычно у них нет никаких предубеждений по поводу гипноза. Большое значение уделяется подготовке самих родителей, поскольку они транслируют ребенку свое отношение к лечению.
Самым главным на этапе подготовки становится объяснение ребенку цели беседы. Если дети постарше обычно точно понимают, почему и зачем проводится встреча со специалистом, то детям дошкольного и младшего школьного возраста это может быть непонятно.
На самом деле гипнотическое воздействие на детей является более эффективным, чем на взрослых. Потому что дети больше взрослых способны воспринимать внушение, у них гораздо лучше работает воображение. Дети очень гордятся своими результатами после гипнотических сеансов, чувствуя себя при этом уверенными и решительными.
Методы, техники и образы для работы выбираются, исходя из уровня развития ребенка. Детям до 10 лет комфортнее чувствовать себя под руководством взрослого, поэтому авторитарный подход им нравится больше. С подростками это уже не пройдет. С ними нужно вести беседу как со взрослыми.
С какого возраста можно применять гипноз? Ребенок становится способен удерживать свое внимание на индукции от 4-х лет, поэтому для младшего возраста гипноз не рекомендуется. Для детей до 4-х лет лучше всего подойдет сказкотерапия.
Прежде чем начать работу с ребенком, гипнотерапевт проводит беседу с родителями и выясняет, какие особенности лексикона имеются у их семьи. Например, у одной семьи какое-то распространенное выражение будет использоваться в традиционном смысле, а в другой – в узком, понятном только для их семьи. Чтобы в процессе работы эти узкие смыслы не подпортили результат, нужно заранее выяснить все эти нюансы. Разумеется, под лексиконом подразумеваются только те выражения и фразы, которые будут задействованы в процессе гипнотизации. Аналогия здесь, как со взрослыми: кому-то подходит образ лифта для спуска в глубину транса, а для кого-то лифт представляется пугающим местом.
Может ли родитель присутствовать вместе с ребенком на сеансах гипноза? Если у ребенка в этом есть потребность, то, конечно, нужно, чтобы мама или папа были рядом. Кроме того, присутствие родителя можно удачно вплести в историю гипнотерапевта. Например, «Ты отправляешься в сказочную страну. Рядом с тобой будет твоя мама. Ты будешь чувствовать прикосновение ее руки. От этого прикосновения тебе будет легко и спокойно в сказочной стране».
С детьми дошкольного возраста получается достигнуть хорошего эффекта, работая с физическими проявлениями (зуд при экземе). Например, девочку, которая с рождения страдала тяжелой формой экземы, спустя 4 года мучений привели к гипнотерапевту. В процессе гипноза специалист внушил ей, что она может представлять, как окунает свои зудящие части тела в волшебное озеро с прохладной, целебной водой. Эта вода снимала зуд и улучшая состояние кожи. Затем девочке внушили, что ее руки приобрели волшебные свойства от воды в том целебном озере, и теперь она может прикладывать руку к зудящему месту на теле и неприятный симптом пройдет.
Важный нюанс в работе с детьми заключается в том, чтобы болезнь ребенка не несла в себе вторичной выгоды для семьи. Потому что бывает так, что болезнь – это единственный фактор, который объединяет конфликтующих родителей между собой. Или когда нарушения поведения ребенка являются поводом для жены избегать близости с мужем. В таких случаях родители, да и сам ребенок, будут несознательно препятствовать выздоровлению.
Еще важно упомянуть, что для ребенка становится важным понимание того, что гипнотерапия является безболезненной. Поскольку часто к гипнозу прибегают в отчаянии после других, более традиционных способов лечения, то ребенок на тот момент уже изрядно устал от медицинских манипуляций и может выражать свое сопротивление в начале работы с гипнотерапевтом. Поэтому нужно с самого начала объяснить малышу, что гипноз – это не больно, а даже приятно.
С детьми старшего возраста введение в транс будет отличаться тем, что чем старше ребенок, тем более взрослые подходы он приемлет. То есть если дошкольник охотно слушал сказку, то подросток лучше всего воспримет метод фиксации взгляда на объекте. Еще важно учитывать, что подростки сами по себе являются тревожными товарищами, поэтому работу гипнотерапевта следует направлять на усиление своего Я и уверенности в своих силах. В любом случае гипнотерапевт, который работает с детьми, должен учитывать особенности детской и возрастной психологии, как и любой другой детский и подростковый психолог.
Самыми распространенными нарушениями в поведении у детей являются энурез, выдергивание волос и обкусывание ногтей. В начале работы терапевт подробно расспрашивает о развитии ребенка, о том, как появилась и как развивалась проблема. Допустим, ребенок грызет ногти, а родители в свою очередь ругают и наказывают его в надежде отвадить его от этой привычки. Но, к сожалению, такое родительское поведение приводит только к усилению тревоги у ребенка и укреплению этой привычки.
В целом в работе с детьми действует принцип «положительного подкрепления». Поэтому, чтобы отучить ребенка от какой-либо привычки, нужно не ругать его или подвергать наказанию, а спровоцировать поощрение в случае, когда он перестает грызть ногти и т.п.
Энурез (недержание мочи) является более сложной проблемой. Принято разделять энурез на первичный (когда у ребенка не развита возможность контролировать сфинктер) и вторичный (когда причиной недержания мочи являются эмоциональные потрясения и хронический стресс). Именно при вторичном энурезе будет эффективна гипнотерапия, но в сочетании с семейной психотерапией.
В заключение я добавлю, что залогом успеха в работе гипнотерапевта с ребенком является сотрудничество родителей, уважение к личности ребенка и взаимопонимание между специалистом и ребенком.
Дорогие мои читатели, подключайтесь к моим каналам на тик-ток и в инстаграм http://bit.ly/marina_dok
Здесь Вы сможете узнать очень много важной и полезной информации.
Всем привет! Я Анна: Автор-эксперт журнала lady-bloom: психолог, эксперт по гендерным отношениям, модный эксперт, блогер. В свободное время люблю готовить необычные и интересные блюда, люблю спорт и занимаюсь созданием различных поделок DIY.