😎 Apple, Amazon, Tesla – все же о них слышали, правда? Даже если предпочитаете Android, наверняка имеете представление, какой iPhone вышел в этом году. Это корпоративные монстры с возможностью бросать колоссальные бюджеты на исследования, составление глобальных международных сетей поставок продукции. Мощнейшие бренды кажутся вечными, непоколебимыми, а остальные компании – так, муравьями, бестолково суетящимися под ногами великанов, которые их, собственно, особо и не замечают, но раздавить могут одним щелчком.
👍 Все у транснациональных корпораций хорошо, однако, как всегда, есть большое НО. Гигантами сложно «рулить» . Это как с кораблями. Чтобы изменить курс движения лодки, достаточно одного гребка веслом. А Титаник утонул, потому что не получилось быстро повернуть громадную махину. Так и с компаниями. В больших корпорациях нет другого выхода, кроме как строить вертикаль управления. Руководитель не может знать всех менеджеров лично, только вышестоящих ТОПов. И каждое следующее звено получается, как бы само по себе — государство в государстве. Тут и начинаются внутрикорпоративные войны, сопротивление изменениям, отсутствие гибкости, активная инерция и медленное принятие решений.
👉 Именно поэтому небольшие, юркие и хваткие стартапы имеют немало преимуществ перед гигантскими корпорациями и составляют им серьезную конкуренцию. Да, гиганты заняли свое место на мировой арене. Они везде – и в этом их проблема. Продукты и сервисы стандартизированы и не учитывают потребностей и предпочтений местных жителей. Они бы и рады подстроиться под потребителя, но это невозможно, учитывая глобальность операций.
Итак, стартапы выигрывают у крупных компаний по ряду показателей:
- Они понимают специфику локального рынка. Безусловно, большие корпорации иногда предпринимают попытки подстроиться под местного покупателя. Например, сети быстрого питания вводят специальные меню, допустим, для Азии. Но, находясь вне внутренних процессов, невозможно полностью прочувствовать потребителя, поэтому блюда получаются уже не западными, но еще не по-настоящему восточными. Зато местные маленькие ресторанчики точно знают, как угодить своему гостю, предлагая истинно восточное, колоритное меню.
- Дают клиентам индивидуальный подход, что невозможно в больших компаниях, ведь их хлеб – обслужить как можно больше клиентов в единицу времени. Возьмем тот же фаст-фуд с твердыми, неудобными стульями и маленькими, неуютными столиками. Они сигнализируют: у нас поток, конвейер. Не засиживайся: поел и уходи, уже следующий ждет! Корпорации и мыслят не клиентами, а сегментами рынка. А где место индивидуальным потребностям клиента, если цель – ускорить внутрикорпоративные процессы? Молодым компаниям нужно понимать, в чем их сила. Они, безусловно, проиграют в битве за поток, зато точно выиграют в борьбе за конкретного клиента, ведь могут предоставить персональные условия для каждого!
- Готовы быстро меняться и принимать решения. Мировые корпорации построены по бюрократическому, вертикальному принципу управления. Информация очень тяжело и медленно перемещается между «этажами». Пока наверху примут решение люди, которые не видели и «не щупали» рынок, пока их обсудят и спустят вниз, а уж пока дело дойдет до внедрения на местах – ситуация уже изменится, и придется начинать все сначала. В стартапах дело обстоит иначе. Решения принимают либо непосредственно исполнители, либо те, кто максимально близок к рынку и чувствует его.
Если стартап успешен и выстоял в борьбе с корпорациями, то постепенно будет расти и сам превратится в большую, бюрократическую компанию. Утратит связь с клиентами и потеряет гибкость.
Вопрос: что делать? Ответ на него придумали лидеры самых крупных и в то же время прогрессивных брендов. Например, Google, поняв, что многообещающий, живой стартап превратился в иерархического монстра, в 2015 году провел глобальную реструктуризацию. Руководство раздробило компанию на подразделения, наделив их практически полной автономностью и правом самостоятельного принятия решений. Тем самым, Google удалось хотя бы частично вернуть преимущества стартапов.
Замечаете разницу между подходами стартапов и больших компаний?
Ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал !
С любовью к Вам, Денис Шилкин
Всем привет! Я Анна: Автор-эксперт журнала lady-bloom: психолог, эксперт по гендерным отношениям, модный эксперт, блогер. В свободное время люблю готовить необычные и интересные блюда, люблю спорт и занимаюсь созданием различных поделок DIY.