Мама двенадцатилетнего Славы написала мне сообщение (публикую текст с сохранением пунктуации и орфографии, с согласия автора):
«Сыну уже 12 и начались проблемы в общении. Славик всегда был послушным, сейчас же начал пререкаться и перестал выполнять мои просьбы. По хозяйству не помогает, отцу тоже. Разговариваем на повышеных тонах.
…Пробовала беседовать с ним, ещё больше закрывается. Такое впечатление, что мы с отцом ему чужие. Боюсь, что с воспитанием сына я опоздала…»
О чувстве вины
Чувство вины за неправильное воспитание и ощущение, беспомощности часто сопровождают родителей на том или ином этапе взросления детей. Самое интересное, что при этом не имеет значения, насколько «правильно» мы ребёнка воспитывали на самом деле.
Первое, что я предложила Маше, понять, что каждый из родителей делает всё из лучших побуждений, независимо от того, правильно ли это с точки зрения педагогики.
А если так, то за что испытывать вину? Сделали всё, что могли, пусть даже в чём-то и ошибаясь.
Кроме того, виноватая мама вряд ли сможет дать сыну возможность почувствовать себя полноценной и самодостаточной личностью.
Исправить ошибки не поздно
Я убедила женщину, что наладить отношения с ребёнком не поздно никогда. Мы даже взрослого пытаемся переделать, а уж повлиять на детскую психику значительно проще. Только делать это следует правильно, дабы не навредить.
В обсуждении методов воспитания, применяемых в семье Марии, мы выявили несколько ошибок:
1. Уверенность в том, что Слава всегда будет одинаковым. То есть послушание (читаем — удобство) всегда было чем-то очевидным, константным.
Но дети растут, и сложности возникают именно тогда, когда ребёнок, не имеющий ранее возможности идти против взрослого, обретает уверенность в себе и начинает протестовать.
2. Несоблюдение детских границ. Не оставлять ребёнку свободного времени, заходить в его комнату без стука, чтение нотаций в присутствии посторонних, попытка выпытать у ребёнка информацию любой ценой…
Присутствие всего этого в общении с сыном Марина признала. Будем работать над умением вычерчивать свои границы и не нарушать чужие.
3. Чем больше Марина с мужем пытаются воспитывать Славика, тем больше он закрывается. Здесь я предложила просто дать парню возможность самостоятельно принимать решения в вопросах не принципиальных. Например, выбирать одежду, друзей, способ времяпрепровождения.
В этом случае можно будет устанавливать и требования, например, график уборки и обозначать список иных обязанностей.
4. Также мы выяснили, что беседы с сыном женщина пыталась вести исключительно в моменты ссор. Обсудив этот момент, Марина решила воспользоваться предложенной мной рекомендацией: по своему личному опыту знаю, лучший момент для разговора с ребёнком – перед сном. Двадцати минут для доверительной беседы вполне достаточно.
Важно: пусть говорит ребёнок. Слушаем без оценок и критики.
Не стоит расстраиваться, если первое время ребёнок будет молчать. Можно рассказать ему интересный эпизод из своей жизни, даже тот, в котором мы предстанем в невыгодном свете. Это позволит почувствовать, что мама тоже не идеальна, и, как ни странно, поможет сблизиться.
Пишите в комментариях, насколько доверительные отношения у вас с детьми. Подписывайтесь, ставьте лайки.
#саморазвитие #самопознание #семья #психология отношений #отношения
Всем привет! Я Анна: Автор-эксперт журнала lady-bloom: психолог, эксперт по гендерным отношениям, модный эксперт, блогер. В свободное время люблю готовить необычные и интересные блюда, люблю спорт и занимаюсь созданием различных поделок DIY.