Мама двенадцатилетнего Славы написала мне сообщение (публикую текст с сохранением пунктуации и орфографии, с согласия автора):

«Сыну уже 12 и начались проблемы в общении. Славик всегда был послушным, сейчас же начал пререкаться и перестал выполнять мои просьбы. По хозяйству не помогает, отцу тоже. Разговариваем на повышеных тонах.

…Пробовала беседовать с ним, ещё больше закрывается. Такое впечатление, что мы с отцом ему чужие. Боюсь, что с воспитанием сына я опоздала…»

О чувстве вины

Чувство вины за неправильное воспитание и ощущение, беспомощности часто сопровождают родителей на том или ином этапе взросления детей. Самое интересное, что при этом не имеет значения, насколько «правильно» мы ребёнка воспитывали на самом деле.

Первое, что я предложила Маше, понять, что каждый из родителей делает всё из лучших побуждений, независимо от того, правильно ли это с точки зрения педагогики.

А если так, то за что испытывать вину? Сделали всё, что могли, пусть даже в чём-то и ошибаясь.

Кроме того, виноватая мама вряд ли сможет дать сыну возможность почувствовать себя полноценной и самодостаточной личностью.

Исправить ошибки не поздно

Я убедила женщину, что наладить отношения с ребёнком не поздно никогда. Мы даже взрослого пытаемся переделать, а уж повлиять на детскую психику значительно проще. Только делать это следует правильно, дабы не навредить.

В обсуждении методов воспитания, применяемых в семье Марии, мы выявили несколько ошибок:

1. Уверенность в том, что Слава всегда будет одинаковым. То есть послушание (читаем — удобство) всегда было чем-то очевидным, константным.

Но дети растут, и сложности возникают именно тогда, когда ребёнок, не имеющий ранее возможности идти против взрослого, обретает уверенность в себе и начинает протестовать.

2. Несоблюдение детских границ. Не оставлять ребёнку свободного времени, заходить в его комнату без стука, чтение нотаций в присутствии посторонних, попытка выпытать у ребёнка информацию любой ценой…

Присутствие всего этого в общении с сыном Марина признала. Будем работать над умением вычерчивать свои границы и не нарушать чужие.

3. Чем больше Марина с мужем пытаются воспитывать Славика, тем больше он закрывается. Здесь я предложила просто дать парню возможность самостоятельно принимать решения в вопросах не принципиальных. Например, выбирать одежду, друзей, способ времяпрепровождения.

В этом случае можно будет устанавливать и требования, например, график уборки и обозначать список иных обязанностей.

4. Также мы выяснили, что беседы с сыном женщина пыталась вести исключительно в моменты ссор. Обсудив этот момент, Марина решила воспользоваться предложенной мной рекомендацией: по своему личному опыту знаю, лучший момент для разговора с ребёнком – перед сном. Двадцати минут для доверительной беседы вполне достаточно.

Важно: пусть говорит ребёнок. Слушаем без оценок и критики.

Не стоит расстраиваться, если первое время ребёнок будет молчать. Можно рассказать ему интересный эпизод из своей жизни, даже тот, в котором мы предстанем в невыгодном свете. Это позволит почувствовать, что мама тоже не идеальна, и, как ни странно, поможет сблизиться.

Пишите в комментариях, насколько доверительные отношения у вас с детьми. Подписывайтесь, ставьте лайки.

#саморазвитие #самопознание #семья #психология отношений #отношения