Вопрос детской самостоятельности возник неслучайно. Дважды за неделю столкнулась с ситуациями, когда учащиеся вторых классов не смогли попросить преподавателя о помощи в сложной (с детской точки зрения) ситуациях.

Для начала, хочу сказать о том, что в реальности, мало кто из детей хочет быть самостоятельным и ответственным. Для большинства из них, в особенности для учащихся начальных классов, подобные понятия, как китайская грамота.

5 правил, как научить ребёнка быть ответственным и самостоятельным

Поэтому, беседуя с ребятами, в общем и целом, называю это взрослостью. Умение отвечать за свои действия, независимо от того, правы мы или виноваты – именно этот смысл я вкладываю в вышеуказанное понятие. Взрослым хочет быть практически каждый.

Большая часть моих разговоров с детьми начинается с фразы: «Я тебя не ругаю, я пытаюсь разобраться». С этого момента они начинают видеть во мне друга. В любой беседе стараюсь показать, что всегда виноваты (или правы?) каждый по-своему.

Когда мы приучаем ребёнка быть самостоятельным, стоит учесть несколько моментов.

1) Большинством из нас движет желание самим сделать то, что мы можем сделать лучше. Этот феномен я описывала в статье.

Так, мы мешаем им разобраться во всём самостоятельно. Важно разрешить себе дать ребёнку возможность сделать что-то без помощи взрослого, даже если результат будет нежелательным или непредсказуемым (в рамках дозволенного, конечно же).

2) Одним из наилучших способов достижения вышеуказанной цели, является освоение ребёнком навыка заботы о близких людях.

Помогая младшей сестрёнке одеться, старшие с удовольствием примеряют на себя роль взрослого. Единственное, что необходимо учесть в данном случае, помощь должна оказываться без принуждения со стороны родителей, без обязательств и упрёков, типа: «Ну, ты же старше!»

3) Замечательный способ формирования навыка ответственности – это «техника задавания вопросов». Чем больше вопросов от нас услышит ребёнок, тем интенсивнее будет развиваться его привычка мыслить нестандартно.

Часто мне возражают: детям сложно отвечать на множество вопросов. В действительности для них это является увлекательным занятиям.

Наблюдаю, как задавая вопрос одному ребёнку, к нему тут же подтягиваются остальные и начинают отвечать на него, даже если им он адресован не был. По сути, для них это своего рода игра.

4) Исключаем многозадачность. Кстати, это касается не только детей. Взрослые также не способны решать различные проблемы одновременно. Наш мозг способен в одну единицу времени одно задание.

Даже если нам кажется, что мы одновременно можем управлять автотранспортом, говорить по телефону и подкрашивать ресницы на ходу, наш мозг просто ультра быстро переключается с одной задачи на другую.

5) И ещё стоит учесть, что дети усваивают не то, что им говорят, а то, что мы транслируем своим поведением. Мы рассуждаем о том, что «Вот мы в наше время…», и здесь же сами сетуем, что чашка разбилась, суп выкипел или рубашка запачкалась. Хотя на самом деле, это мы разбили, недосмотрели, залили грязью.

С помощью формулировок можно показать ребёнку , что ничего не происходит само по себе, только лишь мы делаем что-либо верно или не очень.

И в этом случае, важно не обвинять (иначе это напрочь отбивает желание признаваться в своих ошибках), а просто брать ответственность на себя, осознавая, что всё всегда можно исправить.

Есть ещё вопросы? Задавайте их в комментариях, ставьте лайки, подписывайтесь на канал.

#саморазвитие #самопознание #семья #психология отношений #детская психология #дети #психология #родители #воспитание #воспитание детей